В октябре 2020 года трое ученых из США и Великобритании стали обладателями нобелевской премии за открытие, последующее изучение вируса гепатита С. Работа нынешних лауреатов и многих их коллег послужила фундаментом для создания высокочувствительных тестов на HCV, таких эффективных лекарств противовирусного действия как Софосбувир и Ледипасвир. Также благодаря открытиям ученых перспектива полностью стереть с лица Земли HCV оказалась более реальной, чем когда-либо.
Как все начиналось
В 40-х годах прошлого века было известно, что некоторые инфекционные гепатиты передаются через кровь. В 60-х годах Барух Блумберг открыл гепатит В, за что впоследствии получил нобелевскую премию. На основе его работ были выпущены диагностические тесты и эффективная вакцина.
В свою очередь, Харви Альтер из США изучал случаи инфекционных гепатитов у пациентов после переливания крови. Не смотря на имеющиеся тесты для обнаружения ВГВ, оказалось, что во многих случаях инфекция оставалась не диагностируемой. Приблизительно в то же время разработали тесты на обнаружение ВГА, и очевидным стал следующий факт: необъяснимые случаи не имеют отношение к известным видам гепатита.
Альтер заметил, что люди после переливания все равно заражаются неизвестным гепатитом. Используя их кровь, ученый в рамках эксперимента заразил шимпанзе, после чего пришел к выводам: инфекцию вызывает неизвестный вирус. Он даже ввел термин «ни А, ни Б», который продержался в официальной литературе более 20 лет.
Когда HCV открыли и научились лечить
С момента проведения экспериментов по заражению шимпанзе до открытия патогена ученым пришлось потратить 22 года. Британец Майкл Хоутон смог создать коллекцию фрагментов кДНК, синтезированных на матрице РНК из крови инфицированных шимпанзе. Сравнивая их с сывороткой зараженных пациентов, в ходе упорной работы он с коллегами смог обнаружить 1 положительный клон, соответствующий РНК-геному неизвестного вируса из семейства флавивирусов. В 1989 году в журнале Science Хоутон опубликовал статью, в которой описал доселе неизвестный вирус. Его название теперь звучало как вирус гепатита С.
Затем Чарльз Райс из Вашингтона начал работу над выведением живого HCV, способного спровоцировать цирроз и другие осложнения. Завершить это дело ему удалось в 1997 году, когда был выделен полноразмерный возбудитель. Это позволило изучить устройство его генома и механизм заражения.
Полученные данные послужили основой для создания современных противовирусных лекарств, которые позволяют эффективно бороться с инфекцией. Для этого ученым пришлось создавать специальные искусственные штаммы, которые быстро размножались в культурах тканей.
И если ранее терапия ВГС была основана на применении пегилированного интерферона в комплексе другими иммуномодуляторами, то подобная работа по «улучшению» и исследованию вируса позволила создать в 2013 году Софосбувир. Цена на это вещество, способное блокировать репликацию возбудителя и обеспечивать полное выздоровление, поначалу была сопоставима со стоимостью однокомнатной квартиры. Однако с появлением на фармацевтическом рынке индийских дженериков (аналогов) ситуация с доступностью противовирусного лечения кардинально изменилась.
В заключение
Открытия Альтера, Хоутона и Райса подарили человечеству высокие шансы на полное уничтожение HCV в масштабах планеты. Хотя вакцины ученым пока не удалось изобрести из-за высокой мутационной способности возбудителя, (ВГС имеет 6 основных генотипов и более 50 подтипов), все же сегодня с помощью инновационных лекарств можно вылечить недуг за 3 месяца.